ИЦУР

Долгосрочная целевая программа

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства

Ленинградской области

(приложение)

Долгосрочная целевая программа

"Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области

на 2010 – 2015 годы"

 

 

ПАСПОРТ

долгосрочной целевой программы

"Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области

на 2010 – 2015 годы"

Наименование

Долгосрочная целевая программа "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010 – 2015 годы" (далее – Программа)

Цель Программы

Формирование единого комплекса развития сферы туризма в Ленинградской области, стимулирующего процессы строительства, реконструкции и рационального исполь-зования инфраструктуры туризма и создание на ее базе бюджетонаполняющей отрасли

Основные задачи Программы

Создание условий для формирования в Ленинградской области качественной гостиничной инфраструктуры;

создание условий для системного развития сектора дополнительных развлечений;

создание условий для обеспечения транспортной доступности туристских центров;

консолидация бюджетных расходов, направляемых в сферу туризма, для продвижения туристских возможностей территории на внутреннем и международном рынках;

создание благоприятной предпринимательской среды, необходимой для развития сферы туризма;

создание условий для снижения дефицита квалифицированного персонала, способного предложить качественное обслуживание туристов;

создание условий для предоставления качественных туристских услуг

Разделы Программы

 

Нормативное и методическое обеспечение развития сферы туризма

Обеспечение создания и развития объектов туристской инфраструктуры и сервиса

Информационная поддержка развития сферы туризма, продвижение региона

Обеспечение подготовки кадров, востребованных в сфере туризма Ленинградской области

Объем финансовых ресурсов, запланиро-

ванных по Программе, с указанием источников финансирования

(в ценах года реализации Программы)

Общий объем финансирования Программы – 1422632,2 тыс. рублей, в том числе:

областной бюджет – 130298,4 тыс. рублей, из них:

2010 год – 4469,2 тыс. рублей,

2011 год – 4469,2 тыс. рублей,

2012 год – 4469,2 тыс. рублей,

2013 год – 28000,0 тыс. рублей,

2014 год – 42905,4 тыс. рублей,

2015 год – 45985,4 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований – 1080,3 тыс. рублей, из них:

2010 год – 80,3 тыс. рублей,

2011 год – 1000,0 тыс. рублей;

внебюджетные источники – 1291253,7 тыс. рублей, из них:

2010 год – 315193,7 тыс. рублей,

2011 год –394458,0 тыс. рублей,

2012 год – 557521,0 тыс. рублей,

2013 год – 22604,0 тыс. рублей,

2014 год – 677,0 тыс. рублей,

2015 год – 800,0 тыс. рублей

Показатели эффектив-ности Программы

 

Бюджетная эффективность:

объем налоговых поступлений в областной бюджет от сферы туризма Ленинградской области: 2010 год – 450,0 тыс. рублей, 2011 год – 450,0 тыс. рублей, 2012 год – 459,0 тыс. рублей, 2013 год – 473,0 тыс. рублей, 2014 год – 492,0 тыс. рублей, 2015 год – 517,0 тыс. рублей.

Экономическая эффективность:

количество безубыточных предприятий сферы туризма: 2010 год – 557 ед., 2011 год – 560 ед., 2012 год – 568 ед., 2013 год – 573 ед., 2014 год – 579 ед., 2015 год – 590 ед.

Социальная эффективность:

процент населения, занятого в туристской отрасли, по отношению к трудоспособному населению Ленинградской области: 2010 год – 1,0 проц., 2011 год – 1,1 проц., 2012 год – 1,2 проц., 2013 год – 1,3 проц., 2014 год – 1,4 проц., 2015 год – 1,5 проц.

Отраслевые показатели эффективности:

количество туристов и экскурсантов, посетивших Ленинградскую область за отчетный период, приходящихся на одного жителя Ленинградской области: 2010 год – 1,15 проц., 2011 год –1,14 проц., 2012 год – 1,15 проц., 2013 год – 1,16 проц., 2014 год – 1,17 проц., 2015 год – 1,18 проц.;

количество работников предприятий сферы туризма, принявших участие в обучающих мероприятиях в рамках реализации Программы: 2010 год – 30 чел., 2011 год – 30 чел., 2012 год – 30 чел., 2013 год – 232 чел., 2014 год – 278 чел., 2015 год – 298 чел.

Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы

Разработка не менее двух проектов нормативных правовых актов;

проработка туристско-рекреационного зонирования территорий, разработка и научное обоснование стандартов обслуживания туристов (не менее одного комплекта документов ежегодно);

оказание поддержки не менее 12 проектам по созданию и развитию объектов туристской инфраструктуры и сервиса;

проведение не менее 10 методических мероприятий по развитию туризма;

разработка не менее 28 методических материалов по развитию туризма;

проведение не менее 18 конкурсов, направленных на создание и развитие объектов туристской инфраструктуры и сервиса;

подготовка не менее шести аналитических справок о развитии сферы туризма;

проведение не менее 46 обучающих мероприятий;

проведение ежегодно двух заседаний межведомственного координационного совета по туризму при Правительстве Ленинградской области, конференций, Ленинградской областной туристской выставки "Лентрэвел", фестиваля малых исторических городов и других мероприятий;

проведение и участие в конференциях, форумах, семинарах по развитию туризма (не менее двух мероприятий ежегодно);

размещение ежемесячно информации, поддержка и развитие туристского сайта Ленинградской области (www.lentravel.ru);

проведение не менее 24 выездных семинаров для специалистов туристской отрасли по ознакомлению с туристским потенциалом Ленинградской области;

разработка и изготовление не менее 60 видов информационных и презентационных материалов;

размещение не менее 30 баннеров (информационных щитов);

размещение информации не менее чем в 30 средствах массовой информации;

участие на менее чем в 60 туристских всероссийских, международных и региональных выставках

Основания для разра-ботки Программы

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации";

областной закон от 31 декабря 1997 года № 73-оз "О туристской деятельности на территории Ленинградской области";

областной закон от 14 декабря 2007 года № 184-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов";

постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года № 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области";

распоряжение Правительства Ленинградской области от 30 июля 2009 года № 334-р "О разработке проекта долгосрочной целевой программы "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010 – 2015 годы"

Разработчик Программы

Комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области

Срок разработки Программы

2009 год

 

Стоимость разработки Программы

Не требует финансовых затрат

 

Представитель заказчика (координатор) Программы

Комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области

 

Участники Программы

Комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области, Ленинградское областное государственное учреждение "Информационно-туристский центр"

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы

Важенин Сергей Александрович – председатель комитета по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области, тел.405-13-01

 

Система управления

и контроль за выпол-нением Программы

Реализация и финансирование Программы осуществляются в соответствии с планом мероприятий Программы на основании счетов, договоров и государственных контрактов (договоров), заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в которых определяются условия и ответственность за выполнение мероприятий Программы, целевое использование средств и порядок представления отчетности.

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий вопросы сферы туризма.

Оперативный контроль за реализацией Программы осуществляют комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области, комитет финансов Ленинградской области.

Мониторинг реализации мероприятий Программы осуществляет субъект бюджетного планирования – комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области.

Комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области ежеквартально представляет отчет о ходе реализации Программы в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно – в Правительство Ленинградской области

 

1. Анализ ситуации в сфере туризма Ленинградской области,

характеристика проблем, для решения которых целесообразно

применение программно-целевого метода

 

Развитие мирового туристского рынка способствует повышению интереса к поиску путей эффективного развития туризма в России. Туризм – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики. Однако в настоящее время туризм не является значительным источником дохода в бюджеты всех уровней.

Важными факторами, оказывающими влияние на доходность туризма, являются природно-климатические и историко-культурные ресурсы, а также политический климат и уровень благоприятствования государственной политики в отношении туризма.

Сочетание богатого культурно-исторического наследия Ленинградской области с ее природно-ресурсными возможностями способствует развитию в регионе различных видов туризма – культурно-познавательного, делового, событийного, паломнического, водного, сельского, активного, экологического и др.

Развитие сферы туризма Ленинградской области во многом зависит от эффективности государственного регулирования и поддержки бизнеса.

Использование научно обоснованного эффективного потенциала, российских традиций гостеприимства и международного опыта позволит туристским центрам и курортам Ленинградской области на современном уровне удовлетворять потребности в туристских услугах граждан Российской Федерации и иностранных граждан.

Среди регионов-лидеров по конкурентоспособности для развития туризма в Российской Федерации Ленинградская область занимает седьмое место (среди 27 регионов) в секторе развлекательного туризма.

Ленинградскую область с населением чуть менее 1,7 млн. человек ежегодно посещает более 1,6 млн. туристов, что свидетельствует о значимости сферы туризма в создании положительной динамики социально-экономического развития территории.

Число туристов, посетивших Ленинградскую область в 2009 году, увеличилось по сравнению с 2008 годом на 3,6 процента и составило 1850 тыс. человек, в том числе 370 тыс. иностранных граждан. В 2008 и 2009 годах число прибывших туристов превышало численность населения Ленинградской области.

Наиболее посещаемыми районами являются Выборгский (более 300 тыс. человек), Волховский (более 200 тыс. человек) и Приозерский (более 100 тыс. человек). Спрос на рекреационные услуги связан в основном с памятниками культурно-исторического наследия и с различными формами отдыха на природе.

Для обеспечения такого притока туристов в Ленинградской области действует взаимосвязанная по мощности и структуре материальная база туризма, рассчитанная на удовлетворение потребностей и уровней обслуживания различных категорий российских и иностранных туристов. Под материальной базой туризма понимаются существующие и создаваемые гостиницы, различные по вместимости и классу облуживания, рекреационные объекты, современные мотели, кемпинги, учреждения для мобильного туризма, сети специализированных предприятий по производству и торговле, транспортные сооружения, коммунально-бытовые объекты, инженерные сети.

Количество работающих на территории Ленинградской области коллективных средств размещения (гостиницы, пансионаты, базы отдыха, турбазы) (КСР) за 2009 год не изменилось и составило 440 единиц.

КСР более высокого уровня комфортности (гостиницы и некоторые коттеджи) составляет около 25 процентов общего числа КСР. Коэффициент загрузки КСР достаточно высок в связи с комфортностью условий и возможностью круглогодичной работы (60 процентов в среднем по году и по объектам, а по некоторым – до 80 процентов). Количество баз отдыха и турбаз составляет свыше 50 процентов общего числа КСР. Объем загрузки в летний период этих КСР приближается к 100 процентам, однако из-за низкой комфортности и невозможности круглогодичного использования итоговый коэффициент загрузки ниже.

В Ленинградской области емкость спроса на загородный отдых в коттеджах в 2009 году составила 500 млн. рублей, из которых не более 40 процентов – КСР Ленинградской области (по причине конкуренции близлежащих туристских дестинаций Карелии, Финляндии).

Общий объем рынка загородных КСР Ленинградской области составляет 3000 млн. рублей (в ценах 2009 года).

Распределение КСР Ленинградской области приведено в таблице 1.

 

Таблица 1

Распределение

коллективных средств размещения по муниципальным

районам Ленинградской области

Наименование района

Процент от общего

количества КСР Ленинградской

области

1

2

Бокситогорский муниципальный район

1,5

Волосовский муниципальный район

1,0

Волховский муниципальный район

3,0

Всеволожский муниципальный район

13,0

Выборгский район

21,0

Гатчинский муниципальный район

6,0

Кингисеппский муниципальный район

4,5

Киришский муниципальный район

2,0

Кировский муниципальный район

1,0

Лодейнопольский муниципальный район

3,0

Ломоносовский муниципальный район

1,0

Лужский муниципальный район

7,0

Подпорожский муниципальный район

1,5

Приозерский муниципальный район

25,5

Сланцевский муниципальный район

6,0

Тихвинский муниципальный район

1,5

Тосненский район

1,5

Наибольшее количество КСР расположено на Карельском перешейке, где аккумулируется и основной рекреационный спрос жителей Санкт-Петербурга. Особую природно-эстетическую ценность Карельского перешейка представляют побережье Финского залива, Ладожское озеро и озерно-речная система Вуокса.

Из приведенных в таблице 1 данных следует, что наибольшее количество КСР находится в Приозерском (25,5 процента), Выборгском (21,0 процента) и Всеволожском (13,0 процента) муниципальных районах, наименьшее – в Бокситогорском, Волосовском, Киришском, Кировском, Ломоносовском, Подпорожском, Тихвинском и Тосненском муниципальных районах (от 1,0 до 2,0 процента).

Количество КСР, расположенных в Волховском, Гатчинском, Кингисеппском, Лодейнопольском, Лужском, Сланцевском муниципальных районах, составляет от 3,0 до 7,0 процента.

Большинство гостиничных предприятий Ленинградской области предоставляют дополнительные услуги: несколько точек питания (как правило, основной ресторан или столовая, кафе, бар), баня и/или сауна, бильярд, тренажерный зал и/или спортзал, прокат спортивного и/или развлекательного инвентаря, бассейн, оздоровительные и/или лечебные услуги, конференц-услуги. Значительно реже в качестве дополнительных услуг предлагаются боулинг, пейнтбол, анимационное развлечение, spa- и wellness- услуги. Дополнительные услуги загородных отелей не в полной мере соответствуют современному уровню и западным стандартам отдыха и обслуживания (особенно услуги оздоровительного, медицинского и косметологического аспекта).

Анализ стоимости размещения в гостиницах и прочих КСР Ленинградской области показывает, что цены на стандартные двухместные номера в сутки колеблются в среднем от 1800 до 6200 рублей, на номера категории "люкс" – от 3600 до 14800 рублей, на коттеджи – от 5200 до 39600 рублей (в зависимости от количества мест). Стоимость проживания в КСР в выходные дни в большинстве случаев выше стоимости проживания в будние дни и составляет от 10 – 15 до 25 – 30 процентов. Практически все КСР предоставляют скидки для детей в размере от 10 до 50 процентов. Кроме того, установлены специальные цены для корпоративных клиентов, которые в среднем на 10 – 15 процентов ниже базовых тарифов.

Спрос на услуги современных загородных клубов и пансионатов растет с каждым годом, однако, как и другие направления гостиничного бизнеса, рынок загородных КСР Ленинградской области подвержен влиянию сезонности. Погодные условия Ленинградской области определяются атлантико-континентальным климатом со сравнительно мягкой зимой и умеренно теплым, иногда прохладным летом. Как правило, всего один месяц в году бывает действительно жарким, а комфортный купальный сезон длится с начала июля до середины августа. В целом погодные условия в значительной степени влияют на спрос на рекреационные услуги.

Лидерами по числу центров туристского досуга и развлечений являются Выборгский, Гатчинский, Лодейнопольский и Приозерский муниципальные районы, где расположено несколько объектов, имеющих региональное и межрегиональное значение. В других районах Ленинградской области индустрия отдыха и развлечений для туристов практически не развита.

Уровень развития индустрии отдыха и развлечений в районах Ленинградской области связан с деятельностью туристско-информационных центров (ТИЦ). В настоящее время ТИЦ работают в Выборгском, Гатчинском, Кингисеппском (ТИЦ городов Кингисепп и Ивангород), Лодейнопольском, Лужском, Сланцевском и Тихвинском муниципальных районах.

На основе оценки туристского потенциала муниципальных районов Ленинградской области, проведенной в ходе выполнения научно-исследовательской работы "Обоснование и разработка туристско-рекреационного зонирования и методов формирования оптимальной структуры туристского комплекса Ленинградской области на период до 2012 года", подсчитаны суммарные рейтинги уровня развития базового туристско-инфраструктурного потенциала муниципальных районов Ленинградской области, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2

Суммарные рейтинги уровня развития базового

туристско-инфраструктурного потенциала муниципальных районов Ленинградской области

Группа

по уровню развития

 Баллы Наименование муниципального района

1

2

3

1 группа – высокий уровень развития

18 – 20

Выборгский район

2 группа – хороший уровень развития

15 – 17

Всеволожский, Гатчинский,

Приозерский муниципальные районы

 

3 группа – удовлетворительный уровень развития

12 – 14

Волховский, Кингисеппский,

Киришский, Лужский,

Сланцевский муниципальные районы

4 группа – посредственный уровень развития

9 – 11

Бокситогорский, Кировский,

Лодейнопольский, Ломоносовский,

Тихвинский муниципальные районы и Тосненский район

5 группа – неудовлетворительный уровень развития

6 – 8

Волосовский, Подпорожский муниципальные районы

На территории Ленинградской области около 4000 памятников истории и культуры, более 300 из них имеют федеральное значение, семь крепостей, три дворцово-парковых ансамбля, 120 бывших дворянских усадеб и памятных мест, курганы, парки, более 30 музеев, мемориалы, памятники, такие как "Зеленый пояс Славы Ленинграда", "Дорога жизни" и др.

Этнографическое наследие и потенциал определяются проживанием на территории Ленинградской области народов различных культур: русских, карелов, вепсов, ижор и др. В Ленинградской области сохранились разнообразные народные промыслы: гончарный, вязание крючком и на спицах, плетение на коклюшках, изготовление ювелирных, стеклянных изделий, ткачество и др.

 

Таблица 3

Насыщенность территории Ленинградской области объектами культурного наследия (ОКН)

Наименование

муниципального района

 

Площадь

муниципаль-ного района (тыс.кв.км)

 Общее количество ОКН  Плотность размещения ОКН

1

2

3

4

Бокситогорский муниципальный район

7,20

216

30

Волосовский муниципальный район

2,68

182

68

Волховский муниципальный район

5,04

364

72

Всеволожский муниципальный район

3,00

141

47

Выборгский район

7,34

503

68

Гатчинский муниципальный район

2,86

291

101

Кингисеппский муниципальный район

2,90

171

59

Киришский муниципальный район

3,05

40

13

Кировский муниципальный район

2,57

97

38

Лодейнопольский муниципальный район

4,91

124

25

Ломоносовский муниципальный район

1,91

112

59

Лужский муниципальный район

6,01

453

75

Подпорожский муниципальный район

7,70

134

17

Приозерский муниципальный район

3,60

323

90

Сланцевский муниципальный район

2,17

111

51

Тихвинский муниципальный район

7,00

216

31

Тосненский район

3,06

94

31

Итого

по Ленинградской области

 

3572

 

На базе перечисленных ресурсов в Ленинградской области развиваются 14 видов туризма, которые в зависимости от используемой ресурсной базы можно классифицировать по трем основным категориям: культурный туризм, рекреационный туризм, деловой туризм.

Для получения взвешенной оценки реального потенциала территории в сфере туризма необходимо учесть как минимум три критерия: ресурсы, инфраструктура и потенциал развития по основным категориям развития туризма.

На основе рейтингов туристский потенциал Ленинградской области по каждому критерию можно комплексно представить в трехмерной многофакторной модели-матрице 3 х 3 по методу "Мак-Кинси".

Вертикальная ось матрицы представляет собой интегральное многофакторное измерение привлекательности. Здесь оцениваются те параметры конкретного бизнеса, которые организации практически неподконтрольны, то есть фактически это значимые факторы внешней среды. В нашем случае – уровень развития туристско-рекреационных ресурсов.

Горизонтальная ось – это интегральная многофакторная оценка конкурентной позиции. Здесь измеряются зависимые от организации факторы ее внутренней среды. В нашем случае – уровень развития туристско-рекреационной инфраструктуры.

Анализируемые виды деятельности могут отображаться на сетке матрицы в виде сфер, координаты центров которых задаются соответствующими показателями данного бизнеса по осям Х, Y. Размер каждой сферы пропорционален объему продаж на данном рынке, а доля конкретного бизнеса изображается как конкретный сегмент соответствующей сферы.

Для нашей модели размер кругов, которые обозначают районы Ленинградской области, обусловливается оценкой потенциала развития. Необходимо отметить, что комплексная оценка проводилась на основе экспертных выводов и заключений, без привлечения сравнительного анализа с конкурирующими туристскими дестинациями, то есть районы сопоставляются друг с другом и в целом с усредненной моделированной ситуацией по Ленинградской области (воображаемый идеальный район с точки зрения развития туристско-рекреационной отрасли). Таким образом, полученные оценки для районов по каждому критерию суммируются и по трем категориям проецируются на трехмерную систему координат, где ось Y – уровень развития ресурсов, ось Х – уровень развития инфраструктуры. Третья проекция – потенциал развития определит размер круга, обозначающего каждый из районов в этой системе.

Сформированы три трехмерные многофакторные модели по трем категориям видов туризма: культурный туризм, рекреационный туризм, деловой туризм.

Все районы Ленинградской области занимают свое место в данных моделях в зависимости от присвоенных экспертами оценок по каждому рейтингу (ресурсы, инфраструктура, потенциал развития).

 

1.Бокситогорский 2.Волосовский

3. Волховский 4.Всеволожский 5.Выборгский

6. Гатчинский 7.Кингисеппский

8. Киришский

9. Кировский

10.Лодейнопольски 11.Ломоносовский

12. Лужский

13.Подпорожский

14. Приозерский

15. Сланцевский

16. Тихвинский

17. Тосненский

 

По мнению ведущих отечественных и зарубежных ученых, современный туризм представляет собой сложное социально-культурное, экономическое и психологическое общественное явление, которое вышло за рамки категории спорта и укрепления здоровья и которое можно рассматривать как экономическую категорию.

Существующие в настоящее время противоречия законодательных и нормативных актов, нарушающие единую методологию нормотворчества в сфере туризма, не позволяют рассматривать туризм как экономическую отраслевую деятельность, затрудняют стоимостную оценку произведенных туристских продуктов, конечных результатов туристской деятельности и вклад сферы туризма в социально-экономическое развитие региона.

Основными проблемами в развитии туристско-рекреационного комплекса Ленинградской области являются:

заниженная оценка значимости сферы туризма в социально-экономическом развитии территории;

отсутствие понимания комплексности процессов развития предприятий и организаций сферы туризма;

отсутствие единой вертикали управления развитием сферы туризма на территории;

недостаточно устойчивые связи между предприятиями и организациями практического бизнеса сферы туризма и научными и учебными учреждениями.

Проблемы сферы туризма носят системный характер. Для их решения применим программно-целевой метод, позволяющий повысить конкурентоспособность, удовлетворить растущий спрос на качественные туристские услуги и обеспечить условия для устойчивого развития туризма.

В этих целях комитетом по физической культуре, спорту и туризму разработана долгосрочная целевая программа "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010 – 2015 годы", предусматривающая систему мер поддержки и стимулирования развития как отрасли в целом, так и отдельных видов туризма, определяющих и развивающих территории, генерирующих туристский спрос.

 

2. Цель и задачи Программы

 

Цель Программы – формирование единого комплекса развития сферы туризма в Ленинградской области до 2015 года, стимулирующего процессы строительства, реконструкции и рационального использования инфраструктуры туризма и создание на ее базе бюджетонаполняющей отрасли.

Основные задачи Программы:

создание условий для формирования в Ленинградской области качественной гостиничной инфраструктуры;

создание условий для системного развития сектора дополнительных развлечений;

создание условий для обеспечения транспортной доступности туристских центров Ленинградской области;

консолидация бюджетных расходов, направляемых в сферу туризма, в целях продвижения туристских возможностей территории на внутреннем и международном рынках;

создание благоприятной предпринимательской среды, необходимой для развития сферы туризма;

создание условий для снижения дефицита квалифицированного персонала, способного предложить качественное обслуживание туристов;

создание условий для предоставления качественных туристских услуг.

 

3. Мероприятия Программы

 

Программа является логическим и расширенным продолжением программ развития туризма в Ленинградской области, разработанных с 2000 по 2009 год. Система мероприятий Программы разработана в соответствии с целью, задачами Программы и Концепцией развития туризма в Ленинградской области до 2012 года, утвержденной приказом комитета по физической культуре, спорту, туризму и молодежной политике Ленинградской области от 1 сентября 2008 года № 769. Программа содержит конкретные мероприятия, увязанные по срокам, ресурсам и направленные на комплексную реализацию ее цели. План мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010 – 2015 годы" приведен в приложении 1 к Программе.

Решение задач Программы обеспечивает преемственность и согласованность развития туризма на региональном и муниципальном уровнях. Основные разделы Программы сформулированы с учетом остроты проблем, требующих решения на региональном и муниципальном уровнях. В каждом из четырех разделов Программы предусматривается решение задач, масштабность которых может варьироваться с учетом имеющихся ресурсов.

Раздел 1. Нормативное и методическое обеспечение

развития сферы туризма

Нормативное и методическое обеспечение сферы туризма будет осуществляться в соответствии с федеральным и региональным законодательством о туристской деятельности, мероприятиями по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, одобренной Правительством Российской Федерации и утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 года № 51.

В целях учета туристских ресурсов Ленинградской области, осуществления мониторинга эффективности и порядка их использования, обеспечения доступа туристов к туристским ресурсам с учетом допустимых нагрузок будут разработаны проект нормативного правового акта о реестре туристских ресурсов Ленинградской области, созданном в рамках реализации предыдущих целевых программ развития туризма, нормативный правовой акт по определению функций по сбору и регулярному распространению информации из реестра туристских ресурсов Ленинградской области, методические материалы по сбору и обработке информации о туристских ресурсах Ленинградской области.

Для учета субъектов туристской индустрии, обеспечения защиты прав и законных интересов потребителей, безопасности туризма, охраны природных и культурных ценностей и формирования единой системы информационного обеспечения сферы туризма будут разработаны механизм актуализации информации для включения в реестр субъектов сферы туризма Ленинградской области, нормативный правовой акт по сбору и регулярному распространению информации из реестра субъектов сферы туризма Ленинградской области, проект нормативного правового акта о реестре субъектов сферы туризма Ленинградской области.

В целях формирования организационной и экономической среды для создания и обеспечения эффективного развития территорий – генераторов туристского спроса будут разработаны методические материалы о порядке создания и осуществления деятельности площадок (зон) интенсивного туристско-рекреационного развития (многофункциональных туристско-рекреационных комплексов), предусматривающие меры организационной, экономической и финансовой поддержки для субъектов сферы туризма, и методические материалы по осуществлению деятельности на инвестиционных площадках туристско-рекреационного типа.

Для создания условий комфортной деятельности субъектов сферы туризма в Ленинградской области будут разработаны:

методические материалы по развитию сельского туризма в Ленинградской области;

положение о конкурсе на звание "Туристский центр Ленинградской области";

методические материалы по развитию и осуществлению деятельности "зеленых стоянок" на территории Ленинградской области;

положение о конкурсе на разработку бизнес-плана создания "зеленой стоянки";

концепция развития сферы туризма Ленинградской области на 2013 – 2025 годы;

методические материалы по развитию социального туризма в Ленинградской области;

положение о ежегодном конкурсе на лучший информационно-туристский центр Ленинградской области;

положение о ежегодном конкурсе на лучший пляж сезона в Ленинградской области;

положение о ежегодном конкурсе на лучший оригинал-макет информационного издания о туристском потенциале районов Ленинградской области;

долгосрочная целевая программа "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2016 – 2020 годы";

положение о конкурсе средств массовой информации в трех номинациях на лучший материал о туристском потенциале Ленинградской области;

положение о знаке для населенного пункта "Туристский центр Ленинградской области";

другие методические материалы, способствующие развитию сферы туризма в Ленинградской области.

В целях создания системы управления сферой туризма в Ленинградской области будут проводиться мероприятия по оказанию методической помощи существующим и вновь создаваемым информационно-туристским центрам территорий.

С целью вовлечения населения отдаленных районов Ленинградской области в систему туристского облуживания, внедрения практики развития туризма в муниципальных образованиях, а также распространения и применения современных технологий формирования и продвижения турпродуктов будут разработаны и изданы методические материалы по развитию туризма на территории Ленинградской области: пакет типовой документации по созданию информационно-туристских центров, методические материалы по сбору, обработке и анализу статистической информации сферы туризма, по разработке муниципальных программ развития туризма территории, по работе в единой информационной сети по бронированию услуг сферы туризма на территории Ленинградской области и другие материалы.

Раздел 2. Обеспечение создания и развития объектов

туристской инфраструктуры и сервиса

Основные направления поддержки создания и развития объектов туристской инфраструктуры и сервиса на территории Ленинградской области в ходе реализации Программы:

2.1. Комплексное развитие туристской инфраструктуры.

Разработка и "запуск" в реализацию схемы частно-государственного партнерства в развитие проектов:

1) создание объектов туристской инфраструктуры для развития туризма в районе морского торгового порта Усть-Луга на основе существующего природного и рекреационного потенциала – многофункционального туристско-рекреационного комплекса в устье реки Выбья;

2) создание и развитие туристско-рекреационного комплекса "Лосевский курорт": участие в разработке градостроительной концепции "Лосевский курорт", содействие созданию туристского кластера на территории (создание информационно-туристского центра территории, проведение обучающих семинаров для потенциальных участников туристского кластера, проведение мероприятий по привлечению инвесторов к реализации проекта);

3) развитие инфраструктуры водного туризма в Ленинградской области:

содействие включению в планы развития города Выборга вопросов ремонта и модернизации причалов № 2 – 5 Выборгского порта для приема пассажирских судов, строительства и модернизации береговой инфраструктуры для приема маломерных судов, строительства современного морского вокзала в городе Выборге с пунктами пропуска через государственную границу;

содействие созданию частно-государственного партнерства в сфере развития речных круизных линий на территории Ленинградской области;

проведение мероприятий по апробации проходов по внутренним водам Российской Федерации групп яхт и моторных катеров под иностранными флагами.

2.2. Развитие существующих и освоение новых пляжных зон и традиционно сложившихся мест отдыха на территории Ленинградской области.

Реализация мер по совершенствованию и развитию пляжных территорий, включая мероприятия по берегоукреплению, увеличению пляжной полосы, обустройству территорий, проведению конкурса на лучший пляж с призовым фондом, продвижению пляжных объектов в средствах массовой информации и в туристской среде.

2.3. Создание условий для развития новых видов экскурсионного туризма

Создание условий для развития на территории Ленинградской области промышленного туризма с вовлечением не используемых в производстве объектов промышленности (выработанные шахты, терриконники и другие объекты).

Создание условий для развития тематических комплексов на местах боев, на фортификационных сооружениях и прочих объектах культурно-исторического наследия для развития экскурсионного туризма на основе реконструкций военно-исторической, военно-патриотической тематики.

2.4. Создание условий для обустройства "зеленых стоянок" для туристского транспорта вне черты городов и поселений, стоянок туристского транспорта в черте городов и поселений, вблизи объектов туристского интереса

Создание на условиях софинансирования с администрациями муниципальных образований "зеленых стоянок" (мест кратковременной остановки туристского транспорта (автобусов, автомобилей, автокемпингов), оборудованные туалетом, источником воды, местом для сбора мусора, местом для приема пищи) и проработка условий их устойчивого развития на коммерческой основе.

Проведение мероприятий по созданию, совершенствованию деятельности и развитию "зеленых стоянок" и конкурсов на лучший бизнес-план по созданию, совершенствованию деятельности и развитию "зеленых стоянок".

Раздел 3. Информационная поддержка развития сферы туризма, продвижение региона

Проведение выездных семинаров для специалистов туристской отрасли по ознакомлению с туристским потенциалом Ленинградской области в целях увеличения объемов продаж услуг по организации отдыха и экскурсий в Ленинградской области.

Поддержка, обновление и содержание туристского сайта Ленинградской области www.lentravel.ru, перевод его отдельных ресурсов на английский и иные языки в целях совершенствования информационного обеспечения сферы туризма.

Изготовление и тиражирование различных видов справочной, картографической, презентационной и иной информационной продукции.

Проведение конкурса на лучший оригинал-макет информационных материалов о туристско-рекреационном потенциале района Ленинградской области с последующим тиражированием лучших материалов.

Размещение информации о туристско-рекреационном потенциале Ленинградской области в средствах массовой информации, проведение конкурса среди средств массовой информации на лучший материал о туристском потенциале Ленинградской области. Проведение пресс-туров.

Представление Ленинградской области как территории отдыха единым стендом на туристских выставках на территории Российской Федерации и за рубежом.

Размещение баннеров (информационных щитов) с информацией о туристских достопримечательностях Ленинградской области для информационного сопровождения туристов на основных дорожно-транспортных магистралях Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Ежегодное проведение заседаний межведомственного координационного совета по туризму при Правительстве Ленинградской области, конференций, Ленинградской областной туристской выставки "Лентрэвел", фестиваля малых исторических городов и других мероприятий.

Поддержание и расширение географии работы сети информационно-туристских центров, созданных по проекту Европейского союза "Создание сети информационно-туристских центров Ленинградской области", проведение конкурса на звание "Лучший информационно-туристский центр Ленинградской области".

Периодический сбор, обобщение данных, анализ статистических и иных качественных и количественных показателей, характеризующих состояние и прогноз развития сферы туризма Ленинградской области, а также определение экономического вклада сферы туризма в экономику региона, издание статистических сборников и аналитических материалов о туризме и рекреации Ленинградской области.

Проведение для привлечения туристов в малые исторические города Ленинградской области, повышения их инвестиционной привлекательности ежегодного конкурса среди малых городов на присвоение статуса "Туристский центр Ленинградской области" с выдачей знака и гранта (премии) в финале фестиваля малых исторических городов.

Раздел 4. Обеспечение подготовки кадров,

востребованных в сфере туризма Ленинградской области

В 2009 году в Ленинградской области в сфере туризма работало 16 тыс. человек – один процент работоспособного населения Ленинградской области. В современной экономической ситуации в связи со стремлением предприятий и организаций сферы туризма оптимизировать штатную численность организаций большое значение приобретает качество образования и подготовки кадров. В Ленинградской области в настоящее время наиболее востребованы квалифицированные специалисты среднего звена сферы гостеприимства: официанты, бармены, горничные, организаторы досуга и иные специалисты. Для концентрации усилий и средств, направляемых на подготовку кадров, востребованных в сфере туризма в Ленинградской области, планируются следующие мероприятия:

проведение совместно с комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области обучения на базе средних образовательных учреждений, на факультативных курсах в сельских общеобразовательных школах, на краткосрочных курсах в школе сельского туризма, созданной в рамках международного проекта "Дорога к дому – развитие сельского туризма в Ленинградской области";

осуществление научно-практической деятельности, в том числе в форме участия и проведения конференций и форумов, семинаров по развитию приоритетных видов туризма Ленинградской области: сельского, водного, экскурсионно-познавательного, социального;

осуществление прикладных исследований в новых направлениях туристской деятельности, дальнейшая проработка туристско-рекреационного зонирования территории, разработка и научное обоснование стандартов обслуживания туристов;

проведение обучения работников предприятий сферы гостеприимства.

 

4. Ресурсное обеспечение Программы

 

Общий объем финансирования Программы – 1422632,4 тыс. рублей.

Реализация Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.

 

Таблица 4

Объем финансирования Программы

Источники финанси-рования

Планируемые объемы финансирования, тыс. руб.

2010 – 2015 годы

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Областной бюджет

130298,4

4469,2

4469,2

4469,2

28000,0

42905,4

45985,4

Местный бюджет

1080,3

80,3

1000,0

       

Внебюд-

жетные источники

1291253,7

315193,7

394458,0

557521,0

22604,0

677,0

800,0

Всего

1422632,4

319743,2

399927,2

561990,2

50604,0

43582,4

46785,4

Динамика финансирования долгосрочной целевой программы "Развитие сферы туризма и рекреации Ленинградской области на 2010-2015 годы" приведена в приложении 2 к Программе.

Расчет затрат на реализацию мероприятий Программы произведен в соответствии с потребностями отрасли. Финансирование мероприятий Программы осуществляется по фактически сложившимся затратам за предыдущие годы, а также с учетом реализации мероприятий, предусматривающих создание и развитие объектов инфраструктуры за счет внебюджетных источников. Затраты на реализацию мероприятий Программы основываются на анализе прайс-листов ведущих поставщиков. Реализация мероприятий Программы предусматривает закупку товаров и услуг, которая будет производиться в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В целях эффективного использования и контроля за реализацией мероприятий Программы и целевым использованием бюджетных средств главным распорядителем бюджетных средств и координатором Программы определен комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области.

Участие муниципальных образований Ленинградской области в реализации и финансировании мероприятий Программы определяется распорядительным документом соответствующего органа местного самоуправления муниципального образования.

Финансирование мероприятий Программы за счет средств внебюджетных источников определяется соглашением о намерениях (соглашением о сотрудничестве) между комитетом по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области и заинтересованными предприятиями и организациями.

Допускается привлечение средств федерального бюджета.

 

5. Механизм реализации Программы и контроль за выполнением Программы

 

Главным распорядителем бюджетных средств, направляемых на реализацию Программы, представителем заказчика и координатором Программы является комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области.

Основным соисполнителем Программы является Ленинградское областное государственное учреждение "Информационно-туристский центр".

Реализация и финансирование Программы осуществляются в соответствии с планом мероприятий Программы на основании договоров, счетов и государственных контрактов (договоров), заключаемых в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в которых определяются условия и ответственность за выполнение мероприятий Программы, целевое использование средств и порядок представления отчетности.

На выполнение мероприятий Программы заключаются договоры (государственные контракты) между получателем бюджетных средств и исполнителем мероприятий Программы, определяющие взаимные права и обязанности, конкретные сроки исполнения и объемы финансирования мероприятия.

Комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области осуществляет координацию деятельности исполнителей Программы, корректировку и внесение изменений в Программу.

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий вопросы развития сферы туризма.

Комитет по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области ежеквартально представляет отчет о ходе реализации Программы в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно – в Правительство Ленинградской области.

В ходе реализации Программы в рамках каждого раздела допустимо перераспределение средств по мероприятиям в размере 10 процентов в течение года. Перераспределение средств осуществляется по согласованию с комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и комитетом финансов Ленинградской области на основании распоряжения комитета по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области.

 

6. Ожидаемые результаты, показатели, целевые индикаторы и оценка социально-экономической эффективности реализации Программы

 

Реализация Программы позволит проводить эффективную региональную политику, направленную на создание благоприятных условий для развития сферы туризма.

 

Индикаторы реализации Программы:

разработка не менее двух проектов нормативных правовых актов;

проработка туристско-рекреационного зонирования территорий, разработка и научное обоснование стандартов обслуживания туристов (не менее одного комплекта документов ежегодно);

оказание поддержки не менее 12 проектам по созданию и развитию объектов туристской инфраструктуры и сервиса;

проведение не менее 10 методических мероприятий по развитию туризма;

разработка не менее 28 методических материалов по развитию туризма;

проведение не менее 18 конкурсов, направленных на создание и развитие объектов туристской инфраструктуры и сервиса;

подготовка не менее шести аналитических справок о развитии сферы туризма;

проведение не менее 46 обучающих мероприятий;

проведение ежегодно двух заседаний межведомственного координационного совета по туризму при Правительстве Ленинградской области, конференций, Ленинградской областной туристской выставки "Лентрэвел", фестиваля малых исторических городов и других мероприятий;

проведение и участие в конференциях, форумах, семинарах по развитию туризма (не менее двух мероприятий ежегодно);

размещение ежемесячно информации, поддержка и развитие туристского сайта Ленинградской области (www.lentravel.ru);

проведение не менее 24 выездных семинаров для специалистов туристской отрасли по ознакомлению с туристским потенциалом Ленинградской области;

разработка и изготовление не менее 60 видов информационных и презентационных материалов;

размещение не менее 30 баннеров (информационных щитов);

размещение информации не менее чем в 30 средствах массовой информации;

участие на менее чем в 60 туристских всероссийских, международных и региональных выставках.

Индикаторы реализации (целевые задания) Программы приведены в Плане мероприятий Программы (приложение 1 к Программе).

При анализе результатов реализации Программы необходимо учитывать три аспекта:

1. Связанность – является ли то, что происходит в сфере туризма Ленинградской области, именно результатом действий, произведенных в рамках Программы, а не действий других общественных компонентов.

2. Сильное звено – что из всего вовлеченного в процессы развития сферы туризма (документы, ресурсы, организационные меры и т.д.) является действительным источником соответствующего конкретного результата (профессионализм, талант, финансирование).

3. Взаимосвязь – взаимозависимость между целями и реальными результатами и ее временные пределы (когда планировалось реализовать – когда реализовано).

Для правильной оценки полученного результата необходимо установить характеристики результата, то есть соотнести результат с целевыми ожиданиями и выделить его актуальность.

Бюджетную эффективность отражает объем налоговых поступлений в областной бюджет от сферы туризма по сравнению с предыдущим годом.

В сложившейся экономической ситуации реализация Программы будет считаться эффективной, если в первые два года реализации Программы объем налоговых поступлений останется на уровне 2009 года, а в третий и последующие годы реализации Программы будет увеличиваться ежегодно в диапазоне от двух до пяти процентов.

Социальная эффективность – совокупный результат, который получают жители Ленинградской области в процессе создания туристских услуг на своей территории, а также при потреблении услуг сферы туризма в качестве материальных, социальных и духовных ценностей, – процентное отношение численности населения, занятого в сфере туризма, к численности трудоспособного населения Ленинградской области. В результате реализации Программы в сфере туризма должно быть занято не менее одного процента трудоспособного населения.

Экономическая эффективность реализации Программы – количество безубыточных предприятий сферы туризма по отношению к общему числу предприятий.

В соответствии с пунктом 9.1 Методических рекомендаций по оценке эффективности региональных целевых программ в Ленинградской области, утвержденных постановлением Правительства Ленинградской области от 3 марта 2006 года № 54, экономическая эффективность региональной целевой программы – совокупные изменения финансового положения всех участников программы, наступившие вследствие ее реализации.На основании пункта 3.2 указанных методических рекомендаций для оценки экономической эффективности Программы должны применяться показатели государственной статистической отчетности. Принимая во внимание цель реализации Программы, оценить экономическую эффективность реализации Программы можно с помощью контроля динамики количества безубыточных предприятий сферы туризма (строка 190 формы 2 "Отчет о прибылях и убытках" ежеквартального балансового отчета предприятия). В 2009 годув сфере туризма работало три процента убыточных предприятий, процент которых за годы реализации Программы должен стать равным нулю.

В связи с отсутствием в Российской Федерации официальной методики экономической эффективности развития сферы туризма в систему показателей эффективности реализации Программы вводятся отраслевые показатели: увеличение числа туристов и экскурсантов, посетивших Ленинградскую область, и количество работников предприятий сферы туризма, принявших участие в обучающих мероприятиях в рамках реализации Программы.

В 2009 году количество туристов, посетивших Ленинградскую область, превысило численность населения Ленинградской области. Реализация Программы будет считаться эффективной, если этот показатель будет сохранен в чтение всего периода реализации Программы с допустимыми отклонениями в два – пять процентов как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

Реализация Программы будет считаться эффективной, если за весь период ее реализации в обучающих мероприятиях примут участие не менее 1240 работников предприятий сферы туризма.

Таблица 5

Ожидаемые показатели реализации Программы

Наименование

показателя

 Единица измерения  

2010

год

 

2011

год

 

2012

год

 

2013

год

 

2014

год

 

2015

год

1

2

3

4

5

6

7

8

Экономическая эффективность

Количество без-убыточных пред-приятий сферы туризма

ед.

557

560

568

573

579

590

Бюджетная эффективность

Объем налоговых поступлений

в областной бюджет от сферы туризма

 

тыс. руб.

450,0

450,0

459,0

473,0

492,0

517,0

Объем налоговых поступлений в областной бюджет от сферы туризма по отношению

к предыдущему году

проц.

   

2,0

3,0

4,0

5,0

Социальная эффективность

Процент населения Ленинградской области, занятого в сфере туризма,

по отношению

к трудоспособному населению Ленин-градской области

проц.

1,0

1,1

1,2

1,3

1,4

1,5

Отраслевые показатели

Количество турис-тов и экскурсантов, посетивших Ленин-градскую область

за отчетный период, приходящихся

на одного жителя Ленинградской области

проц.

(чел./

чел.)

1,15

(1873/

1629,2)

1,14

(1853/

1625,2)

1,15

(1875/

1630,5)

1,16

(1894/

1633,2)

1,17

(1913/

1635,1)

1,18

(1932/

1637,7)

Количество работников предприятий сферы туризма, принявших участие в обучаю-щих мероприятиях

в рамках реализации Программы

чел.

30

30

30

232

278

298

Прогнозные данные объема налоговых поступлений в областной бюджет от сферы туризма рассчитываются на основе данных Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области по следующим видам экономической деятельности: "гостиницы и рестораны", "деятельность туристических агентств" и "деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта" в результате специальных обследований, проводимых методом экспертной оценки налоговых поступлений по видам экономической деятельности: "деятельность гостиниц", "деятельность прочих мест для временного проживания", "деятельность туристических агентств", "прочая деятельность, не включенная в другие группировки". Экспертная оценка проводится комитетом по физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области на основе данных, представленных предприятиями и организациями сферы туризма Ленинградской области в Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области.

Решение задач эффективного развития туризма позволит значительно укрепить инфраструктуру въездного и внутреннего туризма в Ленинградской области, а также обеспечить рост налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, стимулировать развитие смежных отраслей экономики, повысить занятость населения Ленинградской области.

Обратная связь